Канализационные люки
Канализационные люки представляют собой верхнюю часть шахты смотрового колодца, который обеспечивает свободный доступ к подземным инженерным сетям и коммуникациям, таким как бытовые канализационные сети, сети водопровода, тепловые сети или сети кабельной канализации.
Люки смотрового колодца состоят из основания и закрывающей крышки. В зависимости от модели, на них может устанавливаться запорный механизм. Это позволяет предотвратить доступ к колодцу посторонними людьми в тех случаях, когда он установлен за пределами охраняемой территории.
Прежде чем купить канализационный люк, необходимо определиться с классом нагрузки и материалом изготовления. Он определяется в зависимости от места установки. Это могут быть: пешеходная зона, область движения автомобилей или места, которые подвергаются повышенным нагрузкам.
Основными материалами, которые используются для отливки канализационных люков, являются серый или высокопрочный чугун. С совершенствованием технологии производства, стали широко применяться и полимерные материалы. К ним относят пластмассу, резину, полимерно-песчаную смесь, бетон и другие.
В соответствии с государственным стандартом Украины 3634-99, по нагрузке люки делятся на несколько типов – легкие (тип А15), средние (В125) тяжелые (с250) и сверхтяжелые.
Легкие пластиковые люки должны применяться исключительно для установки в местах движения пешеходов. Это тротуары, парки или сады, придомовые участки, клумбы и в прочие места зеленых насаждений. Они устойчивы к нагрузкам до 1, 5 тонн и их не рекомендуется устанавливать в местах, где возможно движение автомобилей.
Средние канализационные люки, предназначены для монтажа в тех местах, где предусмотрено движение легковых автомобилей. Это автомобильные стоянки, дворы или городские парки. Они способны выдерживать нагрузку величиной в 12, 5 тонн.
Изготавливаются, как правило, из чугуна, резины или других полимерных материалов.
Третий тип — тяжелые чугунные люки. Они рассчитаны под нагрузку 250кН (25т) и их принято устанавливать на городские автодороги с интенсивным движением автомобилей. Обычно, они производятся из серого чугуна, ковкого чугуна или полимеров (резина, пластик, полимерно-песчаная смесь).
Для мест, которые подвержены воздействию больших нагрузок, такие как взлетные или посадочные полосы, места движения автотранспорта с грузовыми прицепами, причалы и порты, территории складов, применяются сверхтяжелые люки. Они изготавливаются в основном из чугуна повышенной прочности. Обозначаются специальной маркировкой D400, E600 и F900 и способы выдержать нагрузку до 40, 60 и 90 тонн соответственно.
Диаметр основания канализационного люка должен подбираться таким образом, что бы он был больше диаметра отверстия железобетонной плиты перекрытия, на которой будет установлен.
Существует несколько способов установки люков. Один из них, это монтаж основания сверху на железобетонную плиту. Второй — установка основания в саму плиту на стадии ее производства.